РОДЫ

Модераторы: Морд, Ставр, PROF61, lis, Гость, Диля, Модератор

РОДЫ

Сообщение lis » Пт янв 28, 2011 19:31

Как рожали в старину
Беременность и роды -- таинство природы, дарованное женщине свыше. В чреве матери неведомо ни для кого творится новая жизнь. И хотя науке уже известны многие факты о внутриутробном развитии человека, все же многое остается еще неизведанным. Когда, в какой день и час у ребенка забилось сердце? Когда именно малыш внутри вас впервые улыбнулся? Как он относится к вашему настроению? Когда он впервые пошевелил пальчиком? Какие сны видит еще нерожденное дитя? Несмотря на стремительное развитие цивилизации, остается великое множество тайн, связанных с периодом беременности и родами.

Рождение ребенка как главная цель жизни
Во все времена люди с благоговением относились к беременной женщине, роженице, матери. Еще век назад в семьях воспитывалось много детей, беременность и роды были желанным и естественным для любой женщины событием. Семья, благословенная детьми, считалось в народе, -- будет счастлива. Стать матерью и быть ею в полном смысле этого слова стремилась каждая женщина. Для большинства наших прародительниц, вплоть до середины ХХ-го века, цель жизни состояла в исполнении материнских и супружеских обязанностей как душеспасительного служения, в рождении и воспитании детей. Вспомним, что только ХХ-й век подарил женщине палитру разнообразных интересных профессий и, возможно, отобрал умение быть матерью. Исходя из жизненной цели, выстраивалось и отношение к беременности и родам.

Традиции, связанные с беременностью и родами, были знакомы каждой женщине и передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Еще не достигнув супружеского возраста, девочки, девушки становились участниками процессов вынашивания, рождения и воспитания детей.

В маленьких городках, селах семьи жили в небольших домах и волей-неволей девушки видели, как рожали их матери. Старшие дети могли и оказывать посильную помощь: принести воды, подать необходимое, присмотреть за младшими детьми. Поэтому, вступая в детородный возраст, женщины не имели страха перед беременностью и родами, относились к ним как к желаемым и естественным событиям. У женщин в старину было намного меньше страхов, связанных с беременностью и родами, чем у нас, живущих в ХХІ-м веке.
Поскольку рождение ребенка -- великое таинство природы, существовало множество обрядов проведения беременности и родов. У каждого народа складывались свои обычаи, посвященные беременности и родам. Мы поговорим о тех, которые сложились у нашего народа. Прежде всего, следует отметить, что весть о беременности, несмотря на многочисленность семей и всю сложность быта, нашим прабабушкам приносила радость. Будущую маму оберегали от тяжелой работы, плохих новостей, ссор. В ее присутствии запрещалось ругаться, сквернословить, ей нельзя было отказать в исполнении просьбы.

Как должно вести себя беременной женщине?
Сама беременная, как считалось, должна была вести благочестивый образ жизни. Внутри нее Господь творит душу и тело человека, и как ни в какой другой период жизни беременной необходимо заботиться о своей душе, быть любящей, милостивой, доброй, кроткой, правдивой, улучшать свои душевные качества, трудиться над исправлением своих пороков. Носящей во чреве следует удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордости, пустословия, злобы, испуга, уныния во всех их проявлениях. Ибо все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно передадутся малышу.

В народе существовало поверье, что, например, если беременная совершит дурной поступок, то у младенца могут быть родимые пятна. Беременная женщина должна была следить за красотой своего поведения: плавно двигаться; следить за тем, что под ногами, чтобы не споткнуться; ходить осторожно. В народе говорили, что если беременная будет жевать на ходу, то ребенок будет крикливым. Строго настрого беременным запрещалось работать в праздничные дни, заниматься рукоделием. Предостережением служило поверье, что если женщина будет работать в неположенное время, ребенок в родах запутается пуповиной. Вместе с тем, женщины выполняли посильную работу и по дому, и в поле. Следовало удерживаться от лености и сонливости, быть бодрой, проворной на всякую работу, чтобы и дитя было трудолюбивым.

Нельзя было беременной женщине и слишком печалиться, даже если кто-то из близких умрет. Ее святая обязанность -- выносить и родить ребенка. Беременным запрещалось ходить на похороны, кладбище, чтобы слишком не расчувствоваться и не повредить плоду. В народе широко были распространены и суеверия, дошедшие к нам с языческих времен. Среди них: нельзя вешать белье, вязать, держать иголку в руках, стричь волосы. Суеверия как раз наполняли женщин необоснованными страхами. В целом, народные традиции, сложившиеся на протяжении веков, старались удержать беременных женщин от всего, что может принести им вред.

Носить дитя под сердцем старались с молитвою. Беременность и предстоящие роды -- события, которые показывают величие жизни. Женщины обращались за помощью к Святой Троице, Божьей Матери, святым, старались читать молитвенное воздыхание беременной, чаще исповедовались и причащались Святых Таинств. Перед родами было принято брать благословение у священника и служить молебен с акафистами в честь икон Божьей Матери "Феодоровская", "Помощница в родах". Благодаря молитвам к этим иконам Богородицы случались и чудеса в родах: не могущие разрешиться от бремени -- разрешались, сильные родовые боли -- проходили, и даже открывающиеся кровотечения в родах -- останавливались.

Как проходили роды?
Деревенские женщины и многие горожанки не знали специальных приготовлений к родам, до последней минуты они выполняли свои семейные обязанности. Очень часто у сельских женщин роды происходили во время работы: в поле, на дороге, на ярмарке. О родах украинок, современниц наших пра-прабабушек, рассказывают: "Бывало придет баба с поля, а в подоле -- дитя. Пшеницу жала и рожала. Охала, ахала, дитя принесла, сама серпом пуповину и перерезала". Рассказывали и такие истории: "Пойдет баба на ярмарок, приходит -- с дитятею. И приданное ему купила". Исследователи-этнографы заметили, что сельские женщины рожали легче городских, поскольку сами больше трудились, были крепче здоровьем.

Если роды протекали дома, конечно, старались пригласить в дом, повитуху или акушерку. Кстати, профессиональные акушерки появились в российских землях только в 1797 г., при царствовании императрицы Марии Федоровны, которая основала Повивальный институт. До этого повивальное искусство передавалось от матери к дочери или у повитух были помощницы, которым они передавали свои секреты. Как правило, повитухами были опытные, не раз рожавшие женщины, которые оказывали помощь в родах и знали в этом толк. Помимо умения принимать роды, повитуха должна была обладать безупречной репутацией, быть доброй, кроткой, молчаливой, ловкой, трудолюбивой.

Повитуха приходила в дом, крестясь, переступала порог и читала молитву, а потом принималась за дело. Перед иконами теплилась лампада, зажигались Сретенские, Пасхальные свечи, кто-то из членов семьи читал молитвы, Евангелие, призывая на помощь Господа. В родах испрашивали помощи у святых великомучениц Варвары и Екатерины. Повитуха направляла действия женщины в родах, заваривала напитки из трав, делала растирания, поддерживала промежность, окропляла роженицу святой водой. Главным образом, повитуха должна была подхватить новорожденного, чтоб не упал, не ударился. В родах женщине полагалось ходить, переступать через пороги. Роженице распускали волосы, развязывали все узлы на одежде. В доме открывали все сундуки, двери, символично помогая процессу раскрытия шейки матки. Если роды затягивались, затруднялись, повивальная бабка просила пойти в церковь и попросить священника помолиться о роженице и открыть Царские врата.

В Украине для облегчения родовых болей применяли отвары из цвета ржи, клали роженице теплые компрессы из соли и семян льна, устраивали теплые купели из капустного листа и шелухи лука. В России женщины рожали в банях, там и от глаз подальше, и тепла больше, и боли меньше в натопленном местечке.

Как только дитя родится, повитуха начинала читать молитву, кропила дитя и мать Святой водой, давала матери, прикладывала к груди. Только потом ребеночка мыли, пеленали, давали отцу или клали в колыбель или на печь. Что касается присутствия мужа в родах, то в одних регионах Украины приветствовалось его участие: муж вместе с женой стонал, пел молитвы, приседал, поддерживал жену под спину, бедра. Есть местности, где муж забирал детей и шел к родственникам, оставляя жену на попечение повитухи.
+Повитуха ожидала рождения плаценты, которую называли "место" и помогала завязать и перерезать пуповину. Перерезали пуповину на Библии. Бывало и так, что пуповину мальчика обрезали на топоре, а девочки -- на гребне, это связывалось с приобретением в будущем достойных мужских и женских качеств и умений. Завязывалась пуповина льняной или конопляной нитью, "чтоб в семье дальше рождались дети". Пуповину отрезали и перевязывали с молитвой и пожеланиями долгих лет, здоровья, счастья. Если рядом был отец, то пуповину доверяли перерезать ему. После того как пуповина отсохнет, ее клали между иконами в сундук, сохраняя до семилетия ребенка. По достижению семи лет пуповину вынимали и давали ребенку развязать. Если дитя справлялось с заданием, то будет смекалистым, трудолюбивым.

Плаценту -- "место" или "послед", "гнездо" закапывали там, где ребенок родился, в доме или во дворе под молодое плодовое дерево.

После родов: как это было
Первые три дня мама держала дитя на руках или в колыбельке, которую делал отец. Повитуха приходила в дом и после родов, смотрела на состояние матери и ребенка, помогала помыться, купала новорожденного в купели с настоем трав, заваривала матери травы для облегчения послеродового периода. В первые дни после родов женщина отдыхала, устраивали "родины", в которых участвовали женщины-родственницы, соседки, подруги. Если их помощь требовалась, они помогали по хозяйству, и приносили с собой угощение. Как правило, через 3-5 дней мама уже возвращалась к домашним делам. Ребенка старались покрестить как можно скорее, чтобы дитя могло стать полноправным членом Церкви Христовой и было защищено Ангелом-Хранителем от злых сил. По истечению сорока дней после родов женщина приходила в церковь, где совершался обряд очищения и введения в храм.
Так рожали в старину. В наше время женщины утратили во многом умение рожать своих детей в гармонии с естеством организма и природой. Несмотря на развитие цивилизации, развитие и совершенствование медицинских приборов мы, живущие в ХХІ-м веке, потеряли навыки рождения детей и вынуждены снова обучаться им. На курсах по подготовке к родам беременные женщины учатся вновь умению проводить схватку и потугу, дыханию в родах и многому другому. Нашим прапрабабушкам такие курсы были не нужны, умение быть матерью своему ребенку передавалось из поколения в поколение, преподавалось самой жизнью. Возможно, изучая традиции рождения в разных культурах, мы сможем пополнить свои умения и знания о самом волнующем событии в жизни семьи -- рождении ребенка?

Иванна Братусь, магистр социальной работы Манчестерского Университета,
руководитель программы "Психофизиологическая подготовка к родам и родительству".

Молитвы, читаемые в родах

Молитва к Пресвятой Богородице
Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя), и помози в час сей, да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе Твоей, помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего, сподоби в благопотребное время и умнаго света во Святем крещении водою и Духом. Тебе припадаем, Мати Бога Вышняго, молящеся: буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе Христа Бога нашего, да укрепит Силою свыше. Яко держава Его благословенна и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Молитва ко Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Боже наш, от превечнаго Отца рожденный Сыне прежде всех век, и в последния дни, благоволением и содействием Святаго Духа, изволивый рождену быти от Пресвятыя Девы яко младенцу, повиену и положену во ясли. Сам, Господи, в начале сотворивый человека и жену спрягий ему, заповедь дав им: раститеся, и множитеся, и наполняйте землю; помилуй по велицей милости Твоей рабу Твою (имя), готовящуюся родити по заповеди Твоей. Прости ей вольныя и невольныя грехи, благодатию Твоею даруй ей силу благополучно разрешитися от бремене своего, сохрани сию и младенца во здравии и благомощии, огради Ангелы Твоими и сохрани от неприязненнаго действия лукавых духов, и от всякия вещи злыя. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Молитва Божьей Матери в честь Ея иконы "Помощница в родах"
О Пресвятая Богородице, Мати наша милосердная!
Яви на нас, в печали сущих и во гресех всегда пребывающих рабех Твоих (имена), милость Свою и не презри нас, многогрешных рабов Своих.

К Тебе прибегаем, Пресвятая Богородице, многое множество сознавая прегрешений наших и молитися: посети немощенствующия наши души и испроси у возлюбленнаго Сына Твоего и Бога нашего дати нам, рабам Твоим (имена) прощение, Едина Пречистая и Благословенная, все упование наше на Тя возлагаем: Премилосердная Мати Божия, сохрани нас под покровом Своим.
Журнал "Для будущих мам" № 10 октябрь 2003

Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции
В основе традиционного отношения к беременным и маленьким детям лежали представления о продолжении рода, формирование которых проходило в соответствии с мифологическим мировоззрением наших предков. Народная традиция вобрала в себя опыт многих поколений и содержит глубочайшую мудрость и точное практическое знание, основанное на реальных жизненных наблюдениях. Традиция опиралась не на произвольный вымысел, а на тонкое знание законов природы и психологии человека, и, в том числе, психологии младенца, как до рождения, так и в первые годы жизни. В ней непостижимым образом было учтено то, к чему только сейчас приходят ученые в своих исследованиях.

Мифологические основы отношения к беременной
В русской деревне существовали издавна сложившиеся правила поведения по отношению к беременной, единственной целью которых было сохранение здоровья матери и обеспечение здоровья ребенка. Эти правила складывались под влиянием объективной необходимости и вобрали в себя все самое рациональное. В их основе лежат как чисто бытовые, так и религиозно-магические причины.

Здоровье матери и ребенка было необходимым условием выживания народностей средней полосы России и русского севера, ведущих натуральное хозяйство. Чтобы выжить здесь, человек должен был обладать не только крепким здоровьем и выносливостью, но и очень спокойным уравновешенным характером, исключающим раздражительность, злобливость, взбалмошность, скандальность, и упрямство, словом все то, что могло бы поставить под угрозу возможность выживания. Многие из традиционных правил ухода за беременной были продиктованы заботой о формировании психического и физического здоровья будущего ребенка, развитии у него необходимых положительных черт характера.

Помимо этого основой заботливого отношения к беременной женщине являлись древние религиозно-магические представления о перевоплощении души. Согласно этим представлениям считалось, что все души умерших предков живут «на том свете», т.е. в потустороннем мире. По верованиям славян (что совпадает с представлениями других индоевропейских народов) тело — суть временное жилище души, в которое она заключается при рождении или зачатии ребенка и которое покидает при кончине человека. Душа же бессмертна и вовлечена в круг бесконечных перевоплощений. Она приходит в мир людей из жилища предков, когда решает продолжить свой земной путь. Судьбу, срок жизни, час смерти и рождения человека определяет великий вселенский закон. Этому закону подчинено все в мире земном и небесном, согласно нему и вершится круг перевоплощений души.

В этой цепи рождений и смертей умершие предки потенциально являются потомками. Существовало представление, что души родственников могут воплощаться только в пределах своего рода, поэтому каждый ребенок во чреве матери считался душой воплощающегося в тело родственника — дедушки, прадедушки, прапрабабушки и т.д. Каждый ныне живущий человек после своей кончины мог получить новую жизнь в новом теле у своих детей, внуков или правнуков. Не желая наносить вред своему роду, а значит и самому себе, к беременной всегда стремились относиться очень почтительно и заботливо. Не говоря уже о религиозном страхе перед Божьим гневом и гневом умерших, к общине которых рано или поздно присоединится всякий.

Таким образом, беременная женщина вынашивала потомка — в прошлом предка — и оказывалась на границе между двумя мирами: миром людей и потусторонним сверхъестественным миром душ. Осуществляя связь между мирами, являясь выражением вселенского закона, беременная носит в себе магическую силу и находится под неусыпным покровительством обожествленных Предков-Прародителей. Поэтому обидеть ее — означало нанести оскорбление всем предкам и прогневить их. Одновременно оскорбление беременной, отказ ей в просьбе, неуважительное отношение к ней означало нанесение вреда всем потомкам. Все это могло навлечь на дом обидчика беды и несчастья.

Итак, рождение считалось одним из величайших таинств человеческой жизни. Наблюдательные и смекалистые деревенские жители знали, что благополучие ребенка закладывается тогда, когда он находится в утробе матери. С благополучием матери напрямую связывалось здоровье и счастливая судьба будущего младенца. Поэтому в традиционном поведении и укладе жизни были закреплены правила и стереотипы поведения по отношению к беременной, которые обеспечивали благополучие, как будущего ребенка, так и самой женщины.

Уход за беременной в деревенской среде
Положение беременной женщины во многом зависело от достатка семьи, от наличия или отсутствия взаимного согласия, количества рабочих рук, личных качеств самой беременной и многих других причин. Но господствующим было убеждение, что беременную необходимо «поберечи». Религиозно-магическую и практическую основу этого мнения, как уже говорилось выше, составляло стремление не навредить телу и душе внутриутробного младенца.

Сама беременная женщина, как правило, скрывала факт своей беременности даже от собственного мужа. Считалось, что лучше всего дитя развивается тогда, когда об этом никто кроме матери не знает. Семейные, т.е. все родственники, которые жили одной семьей в пределах дома, да и соседи, всегда подыгрывали ей в этом и не задавали прямых вопросов о ее беременности и сроке родов. Более того, они таких расспросов даже избегали, опасаясь подозрений в злом умысле. Считалось, что открыто интересоваться этим может только тот, кто желает навести на беременную и будущего младенца порчу. Спросить женщину о факте беременности и сроке родов могли только муж, ее собственная мать и свекровь, и то только тогда, когда практически были уверены, что беременность состоялась.

Как только домашние начинали догадываться, что женщина беременна, в их отношении к ней проявлялась повышенная забота и чуткость: женщину переставали упрекать, если она вздумает «приотдохнуть», старались ее не расстраивать, не бранить, уберегали от тяжелых работ. Особенно следили, чтобы она «не встряхнулась» и «не была зашиблена». Если беременная, несмотря на уговоры, продолжала работать по-прежнему, то домашние находили предлог, чтобы поручить ей другое дело, где бы она не так сильно утомлялась.

Явная и даже нарочитая заботливость домашних, начиная с момента, когда беременность становилась заметной, постоянно возрастала по мере приближения родов и достигала наивысшей точки непосредственно перед ними. Чем ближе дело к родам, тем настойчивее и категоричнее опекали «брюхатую бабу», отстраняли ее от работ, связанных с поднятием тяжестей и требующих напряжения и больших физических усилий. Дело доходило даже до того, что такие работы выполняли соседи, не говоря уже о помощи мужа и домашних. В некоторых случаях беременной делалось даже послабление в общественных работах, на которые обычно выходили «всем миром», чтобы обеспечить благо всей общины.

Заботу по отношению к беременной стремились проявить не только ее домочадцы и родня, но и односельчане. Частенько к беременной забегали любопытные соседки посудачить, дать какой-нибудь совет, помочь по хозяйству. Обязательным, и уж во всяком случае не лишним, считалось принести ей гостинец. В некоторых местностях идти в дом к беременной с пустыми руками считалось неприличным, это могло вызвать общественное осуждение. С богатыми подарками приходили к ней бездетные женщины и молодухи первого года замужества, чтобы почерпнуть от нее силы плодородия.
Все желания беременной исполнялись беспрекословно. Принимались во внимание все ее странности, брезгливость, прихоти. Если ей хотелось съесть или надеть что-нибудь особенное, это покупали без разговоров. В отдельных местностях отказать ей в такой прихоти, особенно если ее просьбы касались съестного, считалось за грех, потому что этого «требует душа младенца».

Согласно народным верованиям, если беременная просила денег, какой-либо вещи или чего-нибудь съестного и получала отказ, это могло навлечь на дом обидчика если не ее гнев, то уж точно гнев предков. И тогда в скором времени в его доме могло произойти несчастье: мыши или крысы изгрызут всю одежду, моль поест все шерстяные вещи…
Беременную женщину стремились также предохранить от испуга, огорчений и других нервных переживаний, боясь навредить младенцу. Именно поэтому ее не отпускали одну в лес, отстраняли от участия в похоронах, не позволяли смотреть, как забивают скот, уберегали от ссор, старались не раздражать, чтобы не испортился характер ребенка.

Правила поведения по отношению к беременной
Эти правила в народной жизни имели силу неписаного закона, который должны были соблюдать все деревенские жители. Не выполнение какого-либо из них могло навлечь на голову провинившегося не только гнев предков, но и всеобщее осуждение. Вот эти правила:
Нельзя отказывать беременной в просьбе что бы то ни было купить.
Нельзя обойти беременную подарком на праздники. Если шли в гости в дом, где есть беременная, то обязательно несли ей гостинец или подарок.
Нельзя оскорблять и ругать беременную даже за глаза, устраивать в ее присутствии скандалы или ссоры, браниться и выяснять отношения, и тем более драться, чтобы не испортился характер ребенка.

Нельзя таить на нее обиду. Если беременная просила прощения, было грехом не извинить ее. Однако всегда старались предупредить эту ситуацию и спешили сами уладить отношения. Существовал обычай «прощеных дней», когда все родственники за 1–2 месяца до родов приходили просить прощения у беременной, а она в свою очередь просила прощения у них. Такие обряды, когда прощались все вольные и невольные обиды, могли повторяться буквально каждую неделю, поскольку считалось, что не прощенная, не снятая с души обида могла «связать» роды и привести к несчастью.

Необходимо кормить беременную лучшими продуктами, удовлетворять все ее желания и прихоти в еде. Отказ в этом считался непростительным грехом.
Необходимо оберегать беременную от всего страшного, следить, чтобы она не испугалась, чтобы ей не попадалось на глаза что-либо некрасивое или уродливое.

Необходимо, чтобы беременная смотрела только на красивое и, особенно, на красивые человеческие лица, чтобы будущий малыш был красив и здоров.
Необходимо ограждать беременную от тяжелых работ, а если этого невозможно избежать совсем, то обязательно нужно ей помогать. Беременная никогда не выполняла работы, связанные с подъемом тяжестей; для нее полностью исключались бег, прыжки, резкие движения, толчки, подтягивания и все то, что могло вызвать сотрясение ее тела и повредить будущему ребенку. Для нее также исключались все ситуации, где был риск падения и ушиба, — это могло привести к травме или гибели внутриутробного плода, вызвать преждевременные роды.

В то же время двигательная активность беременной не ограничивалась полностью. Ей необходимы физические нагрузки определенного характера, такие как ходьба, наклоны, повороты, которые помогают благополучно разродиться.

Необходимо окружать беременную атмосферой доброжелательности и чуткости, проявлять по отношению к ней заботу и ласку, так как полагали, что их отсутствие портит характер младенца.

Необходимо прощать беременной все ее странности и потакать всем ее фантазиям. Считалось, что таким образом в ней говорит душа дитяти.
Справедливость этих правил, подтвержденная опытом народной жизни, теперь доказана и открытиями современной науки. Таким образом, следование собственным культурным традициям и в сегодняшней жизни поможет обеспечить нормальное протекание беременности и родов, создаст благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья будущего ребенка.

Роды в народной традиции
В современной жизни к традициям, бытовавшим в народе, верованиям и обрядам относятся либо как к сказке и нарядной декорации, лишенной рационального смысла, либо, напротив, придают чрезмерную важность каждой мелочи, ища там сокровенный смысл. Традиция — это рациональный подход к природе человека, умелое использование в повседневной бытовой жизни знаний о бессознательных механизмах работы его психики. Традиционное ведение родов демонстрирует нам точное знание психологии рождения, которое позволяло достичь оптимальных результатов, как для роженицы, так и для новорожденного.

Мифологическая основа родильной обрядовости
В мифологии и традиционном подходе, роды всегда рассматривались как акт перехода из одного мира в другой, в котором участвуют сверхъестественные силы. Рождение приравнивалось к смерти и даже отождествлялось с ней, поэтому с религиозно-мистической точки зрения роды относились к обрядам «смерти-возрождения». Эта параллель между смертью и рождением хорошо прослеживается в родильной и погребальной обрядовости. Считалось, что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в мире земном. Поэтому новорожденный ребенок является потусторонним существом, по сути, предком-прародителем, который, рождаясь, получает новую земную жизнь и земную судьбу, тесно связанную с его предыдущим воплощением, и отождествляется с покойником. Исходя из этих представлений, акт родов рассматривался как переход из загробного царства в земной явленный мир, и одновременно являлся механизмом, определяющим будущую судьбу человека.
Движение ребенка по родовым путям отождествлялось с дорогой, которую проделывает душа умершего человека, чтобы достичь загробного царства.

Этот посмертный путь состоял из перехода через святую реку, полета по трубе и перехода через огненную реку. В родильной обрядовости в роли элементов пути в иное царство выступают плодные воды (святая река), родовые пути (полет по трубе) и рождение головки ребенка (огненная река). Путь во время рождения олицетворял земной путь человека, его судьбу. Поэтому всем событиям, происходящим во время родов, придавалась особая значимость. Чтобы облегчить переход младенца и определить для него благополучную судьбу во время родов предпринимался целый ряд ритуальных и магических действий.

На основании мифологического подхода к родовспоможению сложился древний институт повивального искусства. Лица, присутствовавшие при родах и оказывающие помощь роженице, должны были уметь вступать в контакты с потусторонними силами и, по сути, являлись ритуальными лицами. Первоначально это были жрецы или волхвы (с той поправкой, что в большинстве случаев они являлись женщинами), которых впоследствии сменили повивальные бабки. Хотя со временем эти представления постепенно разрушались и забывался мифологический смысл родильной обрядовости, тем не менее архаичная память культурных традиций еще в начале 20 века сохранила представления о ритуальной значимости лица, участвующего в родах.

Деревенские роды
В русской деревне роды были чрезвычайно частым и обыденным явлением. О неприхотливости обстановки деревенских родов, а также о выносливости и необыкновенном терпении русской женщины, говорят многочисленные случаи родов описанные в книге Попова «Русская народно-бытовая медицина». Приведем некоторые из них:
В одной семье совпали роды у свекрови и невестки. Бабушка увела рожениц в конюшню, настлала соломы и положила одну роженицу в одном углу, а другую в другом. Когда разродилась одна, бабушка принялась за другую и приняла второго ребенка.

«Семья у нас большая, — рассказывает баба о своих родах, — одних мужиков пять. После ужина стало меня мутить, а я и виду не показываю, только думаю, как бы обмануть всех, чтобы не догадались. В хлев уйти морозно было, хлев у нас не мшоный, вот я и говорю: что-то меня знобит, видно я простыла, пойдука да залезу в печку. Все и поверили, а я в печке-то и родила.»

Иногда роды застают деревенскую женщину совершенно врасплох, и она родит, буквально, где Господь приведет. Едет крестьянка с братом по лесу, чувствует, что настало время родить, терпеливо переносит схватки, сходит, наконец, с лошади и под предлогом естественной нужды заходит за кусты. Минут через 20-1/2 часа баба благополучно разрешается, выходит из-за кустов с ребенком в подоле и продолжает путь. Другая баба везет из города в деревню, верст за 16, воз кирпичей и сама идет пешком. На половине дороги, среди леса, ее застигают роды. Повернув лошадь в кусты, она родит, случившимся при ней ножом перерезывает пуповину, перевязывает ее, кладет ребенка в подол и продолжает путь до деревни около 8 верст по-прежнему пешком (Пошехонский у. Ярославская г.).

Особенно поразительны, по своей выносливости и присутствию духа роженицы, роды которых происходят во время страды, в поле. Там, приехавшая за 5 верст для жнитва женщина родит на полосе одна, возвращается с ребенком домой, никого не прося о помощи, сама топит баню и моет ребенка (Шуйский у. Владим. г.). В другом месте молодая, беременная первым ребенком, сноха жнет рожь со свекровью, чувствует приближение родов и сообщает об этом свекрови. Пока та бегает в село за повитухой, сноха родит, забирает детище и бывшую при ней одежду, тащится домой и встречает свекровь с бабкой уже в селе (Краснослободск у. Пензенск. г.). «- Пока я прибежала в поле, — рассказывает мужу о родах жены бабка, — а женушка твоя уж родила. Отрезали мы тут же серпом пупочек, справили все, как следует, и добрели, слава Богу, до дома» (Брянск. у. Орловск. г.).

Взгляды на роженицу и новорожденного
Отношение к роженице и новорожденному строилось на основе мифологических представлений о родах, как об акте смерти-возрождения, т.е. умирании в загробном царстве и рождении в земном мире. Исходя их этого представления, рожающая женщина и появляющийся на свет ребенок считались существами, находящимися в состоянии перехода, и поэтому могли легко подвергнуться влиянию всевозможных магических воздействий, и даже недобрых мыслей, — им мог навредить любой человек, узнавший о родах.

Чтобы избежать нежелательных воздействий на мать и дитя факт начала родов, равно как и их срок, тщательно скрывался. Д.К. Зеленин в своей книге по этнографии восточных славян пишет: «Приближение родов и самые роды роженица тщательно скрывает; существует твердое убеждение, что родовые муки будут тем сильнее, чем больше людей узнает о происходящем разрешении от бремени. Наиболее тщательно скрывают это от незамужних девушек, в особенности от старых дев, а также от хитрых и злых людей, которые могут причинить вред (испортить, сглазить и т.д.). Это распространяется не только на людей, но и на рожающих животных, и нередко бывает так, что хозяин дома нарочно приглашает в гости какого-либо доброжелательного человека на то время, пока его корова или другое животное не разрешится благополучно от бремени.»

По этому же поводу Попов в своей книге пишет: «Самое наступление родов часто скрывается до самой последней критической минуты и лишь тогда только сообщается об этом кому-нибудь из самых близких в семье. «Оборони Бог, если кто спознает, что баба родит, замучит ее, ни за что не родит как должно». Она должна будет лишнее страдать за всякого, кто узнает об этом, и будет мучиться за каждый грех узнавшего (Шуйск. у. Владимирск. г., Ветлужск. у. Костромская г.)». Даже в случаях неожиданных родов крестьянки проявляют смекалку и находчивость, вытекающую из суеверного убеждения, что «о наступлении родов никто из посторонних знать не должен. Сноха, почувствовав приближение родов, сообщает о том свекрови. Та, как бы нечаянно, ломает свою косу, и словами: «дай-ка мне, Марьюшка, свою косу, а ты сбегай домой и принеси другую», — дает ей повод не обращая на себя внимания присутствующих, удалиться с поля (Солигалич. у. Костромск. г.).»

У русских существовало также поверье, что если о родах узнает девушка, то роженица должна будет отмучиться за каждый волосок на ее голове. В Сибири считалось, что оглашение родов «увеличивает болезни и бывает причиной про-должительного разрешения от бремени», и за каждого узнавшего о родах придется «столько отмучиться, сколько у него волос».
В южных местностях, на Украине считалось, что колдун или ведьма ждут родов и специально подкарауливают их, чтобы навести порчу на роженицу и ново-рожденного, чтобы получить себе их жизнь и продлить свои годы и молодость.

В некоторых местностях девушка, случайно узнавшая о родах, должна была
поить роженицу водой из своего рта, чтобы не принести ей вреда.
Наряду с этим бытовали также представления об обрядовой нечистоте роженицы и новорожденного, как существ находящихся в состоянии перехода и обладающих свойствами потусторонних сил, опасных для живых людей. Ситуация родов наделяла мать и младенца особой магией, которая могла навредить окружающим, поскольку была напрямую связана с силами смерти. Именно по этой причине роды никогда не проводились в общественном помещении, для них всегда считалось предпочтительным отдельно стоящее строение. «Женщина издавна и почти всюду считалась и считается, первое время после родов, существом нечистым и это-то мнение и оказывает, по-видимому, влияние на её обязательное удаление из общесемейного помещения. В некоторых местностях даже члены того семейства, где есть родильница, считаются нечистыми и до тех пор, пока священник не совершит над нею очистительной молитвы, никто из них не бывает в церкви (Алатырск. у. Симбирск. г.).» (Попов, «Русская народно-бытовая медицина»)

Кто мог присутствовать при родах
Исходя из мифологических представлений об уязвимости роженицы, считалось, что, не нанося ей вреда, о родах могли знать только ее мать и повитуха. В некоторых местностях этот круг посвященных лиц расширялся до свекрови и мужа. Присутствие только этих людей считалось безопасным, а иногда даже желательным для роженицы. Участие в родах всех остальных и даже само их зна-ние о родах, считалось не только опасным, но и вредоносным.
Тем не менее, в разных местностях оказать пособие в родах и присутствовать при них могли и другие близкие. Например, у карел к роженице могли пригласить какую-нибудь опытную родственницу или знакомую, которая могла бы оказать ей помощь. В больших семьях в роли повитухи часто выступала свекровь для своих невесток. Но, разумеется, предпочтение отдавалось повивальной бабке, наиболее опытной в таких делах, особенно, если она имела множество благополучных и здоровых восприемников.
В крайне редких случаях роды жены принимал муж. К его участию в родах в различных мес
"Я чувствую... Голод"
Аватар пользователя
lis
Сталкер
 
Сообщений: 1199
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 13:31

Сообщение Nomadic » Сб янв 29, 2011 21:03

...
Последний раз редактировалось Nomadic Пт окт 12, 2012 19:27, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Nomadic
Герой войны
 
Сообщений: 1231
Зарегистрирован: Пн авг 13, 2007 23:08

Сообщение Диля » Вс янв 30, 2011 04:28

А после БП мужика днем с огнем не сыщешь? Так, что ли? Хотя правильно, потом может не до родов будет.
Все будет хорошо...
Аватар пользователя
Диля
Мародер
 
Сообщений: 74
Зарегистрирован: Сб дек 18, 2010 20:46
Откуда: Ростов-на-Дону

Сообщение Александра » Пн янв 31, 2011 21:47

вот чем копировать из разных книжек про традиции и обряды (я против них ничего не имею, у самой таких книг предостаточно), лучше бы хоть кто-то рассказал КАК ПРИНИМАТЬ РОДЫ :!:
практика сейчас важнее! я, например, не зарекаюсь, что мне не придется принимать роды у кого-то из БП-подруг, а уж тем более самой рожать.
да и не известно наперед, в какой ситуации мы все окажемся!
поэтому здесь лучше дать четкую интструкцию по двум пунктам:
1. как принимать роды
2. как родить самостоятельно
:!:
Аватар пользователя
Александра
Лидер
 
Сообщений: 200
Зарегистрирован: Сб ноя 20, 2010 22:39
Откуда: Ростов-на-Дону, Недвиговка

Сообщение lis » Пн янв 31, 2011 21:49

Ну вот женщинам и флаг в руки)) пишите делитесь опытом!!
"Я чувствую... Голод"
Аватар пользователя
lis
Сталкер
 
Сообщений: 1199
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 13:31

Сообщение Александра » Пн янв 31, 2011 22:03

lis писал(а):Ну вот женщинам и флаг в руки)) пишите делитесь опытом!!

если б он у меня был, то сразу поделилась бы :lol: :lol: :lol:
я принимала только у кошки, но это далеко от того, что мы здесь обсуждаем :lol: :lol: :lol:
Аватар пользователя
Александра
Лидер
 
Сообщений: 200
Зарегистрирован: Сб ноя 20, 2010 22:39
Откуда: Ростов-на-Дону, Недвиговка

Сообщение lis » Пн янв 31, 2011 22:13

Значит собирайте инфу и делитесь с другими выживальщицами))
"Я чувствую... Голод"
Аватар пользователя
lis
Сталкер
 
Сообщений: 1199
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 13:31

Сообщение Ewgen » Чт фев 03, 2011 12:09

для меня эта тема самая страшное
надо под рукой знакомого акушера иметь.
опять проблема если женщина сама родить не может и надо делать кесарево сечение :(
Аватар пользователя
Ewgen
Герой войны
 
Сообщений: 1628
Зарегистрирован: Вт дек 26, 2006 11:13

Сообщение PROF61 » Чт фев 03, 2011 16:02

В условиях БП кесарево почти 100% равно 2 трупа (матери и ребёнка). У кого узкий таз , запасайтесь контрацептивами....
Если тебе плохо - улыбнись, завтра будет ещё хуже.

http://professor61.narod2.ru/
http://cruzworlds.ru/fans/
Аватар пользователя
PROF61
Герой войны
 
Сообщений: 900
Зарегистрирован: Пн фев 22, 2010 16:25
Откуда: Рязань

Сообщение vovani89 » Чт фев 03, 2011 17:32

PROF61 писал(а):В условиях БП кесарево почти 100% равно 2 трупа (матери и ребёнка). У кого узкий таз , запасайтесь контрацептивами....


Во первых их надолго не хватит, а во вторых узкий таз не показатель. Там другие параметры играют значение и только врач сможет наверняка сказать. Сам не рожал, жена рассказывала :lol: А учитывая, что здоровье современных женщин оставляет желать лучшего, смертность от родов в условиях БП будет огромной. Лишний раз задумаешься прежде чем засунуть.
"Рай там, где я"
Аватар пользователя
vovani89
Герой войны
 
Сообщений: 1434
Зарегистрирован: Ср апр 01, 2009 07:08
Откуда: Красноярск

Сообщение PROF61 » Чт фев 03, 2011 17:53

Я имел в виду АНАТОМИЧЕСКИ узкий таз - это 100% приговор. Есть ещё КЛИНИЧЕСКИ узкий таз - тут на усмотрение врача. Сам жертва узкого... ДЦП словил. Слава богу небольшой и без последствий, но до 6-го класса хромал.
Если тебе плохо - улыбнись, завтра будет ещё хуже.

http://professor61.narod2.ru/
http://cruzworlds.ru/fans/
Аватар пользователя
PROF61
Герой войны
 
Сообщений: 900
Зарегистрирован: Пн фев 22, 2010 16:25
Откуда: Рязань

Сообщение lis » Чт фев 03, 2011 21:12

Как принимать роды?
Изображение

Если вы в силу каких-либо обстоятельств оказались в роли акушерки, то эта инструкция вам пригодятся.

Инструкция
Уровень сложности: Сложно
Что вам понадобится:

* продезенфицированная нитка
* продезенфицированные ножницы или нож
* сменное постельное больё
* сменное нижнее бельё для роженницы
* полотенце
* чай
* ёмкость с очень холодной водой

1 шаг

Когда начались схватки дайте роженице слабительного, чтобы освободить желудок. Так роды пройдут намного легче.
2 шаг

Также во время схваток натерайте живот водкой и каждый час давайте пить воду.
3 шаг
799_small

Разговаривайте с роженицей.
4 шаг

Изображение

Поддерживайте рукой появляющуюся головку ребёнка. После того, как выйдет самая широкая часть головки попросите роженицу перестать тужиться, а сами продолжайте держать головку, но немного опустите её вниз и держите так до появления плеча.
5 шаг

После появления первого плеча начните медленно поднимать головку ребёнка в сторону живота, чтобы второе плечо вышло легче.
6 шаг

После того, как ребёнок выйдет полностью завяжите пуповину в двух местах. Один узелов около живота ребёнка, а второй сантиметрах в 10-15.
7 шаг

Изображение

Перережьте пуповину между узелками.
8 шаг

Дождитесь последа. Это займёт от 20 минут до часа. Если послед не выходит, то положите на живот роженице смоченное холодной водой полотенце. Лучше лёд.
9 шаг

После того как выйдет послед, поменяйте роженице постельное и нижнее бельё.
10 шаг

Напоите роженицу тёплым и сладким чаем.
11 шаг

Положите что-нибудь холодное на низ живота.
12 шаг

Уложите спать, но только на спине!!!
13 шаг

Ребёнка обильно смажьте маслом и вымойте.
Советы и предупреждения:

* Ни в коем случае не вытягивайте ребенка за плечи!
* Смазывая ребёнка маслом уделите особое внимание паху и подмышкам.
"Я чувствую... Голод"
Аватар пользователя
lis
Сталкер
 
Сообщений: 1199
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 13:31

Сообщение новокаин » Чт фев 03, 2011 22:46

lis писал(а):Если вы в силу каких-либо обстоятельств оказались в роли акушерки, то эта инструкция вам пригодятся.

Инструкция
Уровень сложности: Сложно
Что вам понадобится:

* продезенфицированная нитка
* продезенфицированные ножницы или нож
* сменное постельное больё
* сменное нижнее бельё для роженницы
* полотенце
* чай
* ёмкость с очень холодной водой


1 шаг

Когда начались схватки дайте роженице слабительного, чтобы освободить желудок. Так роды пройдут намного легче.
2 шаг

Также во время схваток натерайте живот водкой и каждый час давайте пить воду.
3 шаг
799_small

Разговаривайте с роженицей.
4 шаг

Изображение

Поддерживайте рукой появляющуюся головку ребёнка. После того, как выйдет самая широкая часть головки попросите роженицу перестать тужиться, а сами продолжайте держать головку, но немного опустите её вниз и держите так до появления плеча.
5 шаг

После появления первого плеча начните медленно поднимать головку ребёнка в сторону живота, чтобы второе плечо вышло легче.
6 шаг

После того, как ребёнок выйдет полностью завяжите пуповину в двух местах. Один узелов около живота ребёнка, а второй сантиметрах в 10-15.
7 шаг

Изображение

Перережьте пуповину между узелками.
8 шаг

Дождитесь последа. Это займёт от 20 минут до часа. Если послед не выходит, то положите на живот роженице смоченное холодной водой полотенце. Лучше лёд.
9 шаг

После того как выйдет послед, поменяйте роженице постельное и нижнее бельё.
10 шаг

Напоите роженицу тёплым и сладким чаем.
11 шаг

Положите что-нибудь холодное на низ живота.
12 шаг

Уложите спать, но только на спине!!!
13 шаг

Ребёнка обильно смажьте маслом и вымойте.
Советы и предупреждения:

* Ни в коем случае не вытягивайте ребенка за плечи!
* Смазывая ребёнка маслом уделите особое внимание паху и подмышкам.


от себя бы добавил следующее:
1) нам понадобится еще и горячая вода - обмыть ребенка, чистой ветоши, ибо крови достаточно будет!
2) по возможности - альбуцид (в глаза ребенка для профилактики бленнореи, да и с собой иметь в аптечке желательно)
3) всем дамам нужно уже сейчас научиться правильно дышать!
4) тужиться нужно во время очередной схватки. основой упор на мышцы живота.
5) в идеале нужно помогать ребенку уже тогда, когда головка только начала показываться. очень-очень аккуратно нужно раздвигать ткани влагалища во время потуги. Есть один критический момент - если вдруг ребенок идет головкой вперед, но с обвитием пуповины или ножками вперед - пуповина пережимается плечиками и большим диаметром головки - помогать нужно очень активно, зачастую не считаясь с маленькими разрывами, иначе ребенок, в случае затяжных родов, может даже погибнуть, ну или дураком остаться. больше писать про это лениво - рекомендую ознакомиться с учебником по акушерству для ВУЗов.
6) еще один совет: помните, что ребенок движется по шейке матки и влагалищу как пуля - он крутится. исходя из этого и помогайте.
7) не обязательно делать узлы из ниток. можно завязать саму пуповину.
8) у нас препод по гинекологии, во время родов на теплоходе (рожала не препод!)), пуповину зубами перекусывала.
9) после того, как выйдет послед... а если не выйдет? есть способ проверить, выходит ли он: конец пуповиный держим в руке, другой давим на живот. если после того, как мы убрали руку от живота, наружный конец пуповины втянулся, значит отхождения не происходит. Вроде ждать можно до 4 часов (не уверен за цифры). Потом начинаем вытаскивать послед сами: хватаем внешний конец пуповины одной рукой, кулаком другой начинаем активно мять живот (можно промять живот двумя руками предварительно) и тихо-тихо, аккуратно-аккуратно вытаскивать послед.
сразу хочу оговориться, что в поле в матке в 99% случаев остануться кусочки плаценты и разовьется эндометрит, так что готовьтесь к неприятностям.
10) желательно, еще до перерезания пуповины, на пару минут приложить ребенка к груди мамочки, чтоб молозиво пососала. Это даст: повысит иммунитет ребенка, успокоит его, матка будет активней сокращаться и быстрее выйдет послед, простимулируется лактация.
11) после выхода последа 2 часа нуно за мамочкой наблюдать, так как может начаться маточное кровотечение. это, извините, в поле почти гарантированный пиздец. можно из бинтов свернуть здоровый тампон и засунуть его во влагалище. если бинты стерильные, есть шанс остановить кровотечение, если грязные - пельвиоперитонит -> сепсис ->смерть

вроде так.
обезболю всех желающих!;)
Аватар пользователя
новокаин
Выживший
 
Сообщений: 355
Зарегистрирован: Вт янв 04, 2011 11:41

Сообщение Spieler6 » Чт фев 03, 2011 23:38

:shock:

Изображение


у меня вопрос. Я понимаю, что вопрос невероятно идиотский, но он давно меня мучает.
Был раньше сериал "дальнобойщики" Вот там принимали роды. И ушлый водила потянул пуповину ээээ....ээээ....из роженицы "она не выходила". Открылось кровотечение и чем всё закончилось я не помню.
Т.е. если послед не выходи, кстати а почему он может не выйти?.....кстати лучше нам этого не знать..... Так вот, если он не выходит и никакое там холодное полотенце не помогает, уняв приступ паники у мужа, чего делать то? Можно его тянуть аль нет?

И второй вопрос.

Вот лезет ребёнок как пуля и вижу я, что пуповина вокруг шеи. И если я его потяну, то будет только хуже. Можно его аккуратно в другую сторону вертеть? Или это и будет причиной травм как для матери, таки для ребёнка.....
Какая страшная тема всёж.....
Аватар пользователя
Spieler6
Рыбак
 
Сообщений: 1654
Зарегистрирован: Пн фев 16, 2009 19:33
Откуда: Химки

Сообщение vovani89 » Пт фев 04, 2011 06:55

На картинке шпилера - это я. Меня жена звала присутствовать при родах еще первого ребенка. Я даже согласился. Но когда посмотрел фотографии.....Да ну нафиг.
"Рай там, где я"
Аватар пользователя
vovani89
Герой войны
 
Сообщений: 1434
Зарегистрирован: Ср апр 01, 2009 07:08
Откуда: Красноярск

След.


Магазин экстремальных товаров

Вернуться в Уголок выживальщицы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron