Ориентирование на местности

Запасы, нычки и далее в том же роде

Модераторы: Морд, Ставр, PROF61, lis, Гость, Spieler6, Модератор

Ориентирование на местности

Сообщение Wulf » Чт янв 15, 2009 08:43

Может кто нибудь знает хорошую литературу по ориентированию и движению по картам? Что бы мочь как в авиации раньше, до спутниковой навигации, в незнакомой местности выходить точно в заданную точку.
Аватар пользователя
Wulf
Выживший
 
Сообщений: 376
Зарегистрирован: Чт янв 01, 2009 15:44

Сообщение lis » Чт янв 15, 2009 11:25

Да литературы полно в инете) И на форуме где-то роднималась такая тема, если отыщу выложу ссылку.
НО для начала тебе нужно иметь компас, карту и курвимитр))
"Я чувствую... Голод"
Аватар пользователя
lis
Сталкер
 
Сообщений: 1199
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 13:31

Сообщение маслоу » Чт янв 15, 2009 11:58

маслоу
Новичок
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: Вс дек 07, 2008 14:01
Откуда: Санкт-Ленинград

Сообщение zulu » Чт янв 15, 2009 12:18

И где её взять?
Изображение
Аватар пользователя
zulu
Герой войны
 
Сообщений: 1403
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 16:07
Откуда: Ufa

Сообщение Wulf » Чт янв 15, 2009 12:20

маслоу писал(а):вот отличная книга
http://www.sprinter.ru/pic/big/17bd4272 ... b0b7cf.jpg

Вот такая книжка нам и нужна, теперь видимо надо сфотографировать оставшиеся страницы. :wink:
Аватар пользователя
Wulf
Выживший
 
Сообщений: 376
Зарегистрирован: Чт янв 01, 2009 15:44

Сообщение lis » Пт янв 16, 2009 10:40

Движение по Азимуту:



Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса или гирополукомпаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по азимутам необходимо заранее по карте определить исходные данные: магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними, которые оформляют в виде схемы

Организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту

Изображение

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на

точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 25, а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Одним из изложенных ранее (см. разд. 2.6) методов определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.

В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180(. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.

Изображение

Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку Л (рис. 25,6) изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.

В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.
"Я чувствую... Голод"
Аватар пользователя
lis
Сталкер
 
Сообщений: 1199
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 13:31

Сообщение lis » Пт янв 16, 2009 10:41

Ориентирование в ОСОБЫХ условиях:

Ночью ориентироваться на местности сложнее, чем днем. Многие предметы, которые днем легко опознаются, ночью становятся трудно различимыми, внешний вид и очертания их подчас резко меняются, расстояния до предметов (ориентиров) кажутся больше, чем днем. Все эти особенности существенно затрудняют ориентирование ночью.

Маршрут для движения ночью намечают обычно вдоль линейных ориентиров, что облегчает выдерживание направлений движения. В качестве вспомогательных ориентиров используют небесные светила, удаленные светящиеся точки (огни), а также местные предметы и формы рельефа, проектирующиеся на фоне неба.

При ориентировании на местности ночью наряду с простейшими способами часто применяют более совершенные способы и технические средства: направление движения (атаки) указывают лучом прожектора, световыми трассами или световыми створами; широко используют приборы ночного видения, наземную навигационную аппаратуру и радиосредства.

Зимой внешний вид местности значительно изменяется. Многие неровности (углубления) местности заносятся снегом, и поверхность сглаживается. Отдельные ориентиры (перекрестки дорог, ручьи, заболоченные участки), покрытые снегом, не просматриваются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование.

При движении на лыжах направление движения обычно выдерживают по компасу, а при движении на боевой машине-по гирополукомпасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, могут служить населенные пункты, отдельные рощи, опушки леса, железные и шоссейные дороги, мосты через широкие реки и другие площадные и линейные ориентиры.

В пустынной местности ориентирование затрудняется тем, что она однообразна, на ней редко встречаются местные предметы, которые могут служить ориентирами. Отрицательно влияют на условия ориентирования также миражи, сильный зной и большая запыленность воздуха. При движении по пескам увеличивается пробуксовка колесных и гусеничных машин, что затрудняет пользование спидометром. В качестве ориентиров в пустыне могут служить курганы, колодцы, русла высохших рек, группы деревьев у заброшенных оазисов, небольшие участки такыров и солончаков, наружные знаки геодезических пунктов.

В целом ориентиров в этих района? мало, но при благоприятных условиях видимости они просматриваются издалека.

Маршруты движения в пустынной местности прокладываются обычно по колонным путям. Движение совершается, как правило, по азимутам. Заданные направления выдерживаются по компасу и наземным навигационным приборам. В качестве вспомогательных ориентиров служат небесные светила, следы от машины (при движении на машинах), а также расположение дюн, барханов и ряби на песке, что связано с направлением господствующих ветров и практически постоянна для данного района.

В горах ориентирование затрудняется из-за сильнопересеченного рельефа горной местности. Поэтому условия обзора могут резко меняться в связи с частыми изменениями направления движения.

Движение в горах совершают обычно по дорогам и тропам в горных проходах и через перевалы, вдоль ручьев и рек. Если направление движения не совпадает с направлением линейного ориентира, то его выдерживают по компасу и вспомогательным ориентирам (небесным светилам и выделяющимся вершинам гор). При использовании форм рельефа в качестве ориентиров следует помнить, что их очертание может резко изменяться при наблюдении с различных точек маршрута.
"Я чувствую... Голод"
Аватар пользователя
lis
Сталкер
 
Сообщений: 1199
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 13:31

Сообщение lis » Пт янв 16, 2009 10:52

Определение сторон горизонта:


Определение направлении на стороны горизонта по небесным светилам. При отсутствии компаса или в рай-онах магнитных аномалий, где компас может дать ошибочные показания (отсчеты), стороны горизонта можно определить по небесным светилам: днем - по Солнцу, а ночью - по Полярной звезде или Луне.

В Северном полушарии Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00 - на юге, в 19.00 - на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад.

Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются наручные часы. В горизонтальном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце.
Изображение

Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00, а после полудня - ту дугу, которую она прошла после 13.00
Изображение



Определение сторон горизонта по признакам местных предметов. Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по признакам местных предметов:

- мох или лишайник покрывает стволы деревьев, камни и пни с северной стороны; если мох растет по всему стволу дерева, то на северной стороне, особенно у корня, его больше;

- кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;

- весной трава на северных окраинах лесных прогалин и полян, а также с южной стороны отдельных деревьев, пней, больших камней растет гуще;

- муравейники, как правило, находятся к югу от ближайших деревьев и пней; южная сторона муравейника более пологая, чем северная;

- на южных склонах весной снег тает быстрее, чем на северных.

Изображение

Имеются и другие признаки, по которым можно определить стороны горизонта. Например, просеки в лесных массивах, как правило, прорубаются по направлениям север-юг и восток-запад, а кварталы нумеруются с запада на восток.
"Я чувствую... Голод"
Аватар пользователя
lis
Сталкер
 
Сообщений: 1199
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 13:31

Сообщение lis » Пт янв 16, 2009 12:16

Эту книгу можно скачать тут:
хотя я лично от єтой книжки не в восторге
http://natahaus.ifolder.ru/524513Изображение
"Я чувствую... Голод"
Аватар пользователя
lis
Сталкер
 
Сообщений: 1199
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 13:31

Сообщение Wulf » Пт янв 16, 2009 16:05

lis писал(а):Эту книгу можно скачать тут:
хотя я лично от єтой книжки не в восторге
http://natahaus.ifolder.ru/524513

Спасибо.
Аватар пользователя
Wulf
Выживший
 
Сообщений: 376
Зарегистрирован: Чт янв 01, 2009 15:44

Сообщение greh » Чт сен 03, 2009 13:43

lis писал(а):Да литературы полно в инете) И на форуме где-то роднималась такая тема, если отыщу выложу ссылку.
НО для начала тебе нужно иметь компас, карту и курвимитр))


Я в школьные годы активно занимался спортивным ориентированием - компаса и карты мало - нужен еще и опыт, один раз вокруг кп в яме глубиной 60 см. 40 минут бегал. Простой пример приезжаю я на охоту в начале осени одна местность - приезжаю зимой, снега по колено и не узнаю местность. Надо чтобы глаз умел интерпретировать изменения. Да и карта может быть старой или не правильно составленой.
А вдруг война...
Аватар пользователя
greh
Лидер
 
Сообщений: 221
Зарегистрирован: Пн июн 15, 2009 14:28
Откуда: Россия, Псков

Сообщение BeTeP » Пн ноя 16, 2009 18:01

Думаю, поможет ночью:
Изображение
Изображение
Аватар пользователя
BeTeP
Возрожденец
 
Сообщений: 451
Зарегистрирован: Пн июл 27, 2009 20:37
Откуда: 54-ый регион, р.п.Кольцово

Сообщение SHIFER » Ср июл 13, 2011 14:59

Помимо простого ориентирования вполне логично в наше время пользоваться навигатором и хотелось бы услышать кто каким пользуется, и какие карты использует. А так-же кто может объяснить как загрузить в навигатор спутниковые снимки.
Раньше пользовался гармином MAP-60cSx, но недавно "ему нарисовали ноги" :( и встал вопрос о покупке нового. Похожий обновленный сейчас есть MAP-62s и сенсорный ОРЕГОН 450,но пока еще не определился с выбором.
SHIFER
Герой войны
 
Сообщений: 1231
Зарегистрирован: Сб дек 04, 2010 18:49
Откуда: Лен.обл.

Сообщение PROF61 » Ср июл 13, 2011 15:29

Я использую навигационные программы в мобиле и ноуте, а посему навигаторы отдельным устройством ИМХО масдай. И кстати навигаторы с РАСТРОВЫМИ картами работать не могут, а значит спутниковые снимки в них летят мимо. ИМХО нужен коммуникатор на Андроиде или выньмобайле (на крайняк смарт на симбиане). А там... Прог МОРЕ !!!

Лично у меня.
1) Гармин мобиле Икс-Ти.
2) Навител
3) Смартком ДжиПиЭс
4) Яндекскарты
5) ГуглМапс
6) Родной Нокиевский навигатор

6+) Был ещё МапНав

А на ноуте...
1) Гармин Мобиле ПиСи (векторные)
2) СасПланет (растровые загружаемые)
3) Ози Эксплорер (растровые с диска).
Если тебе плохо - улыбнись, завтра будет ещё хуже.

http://professor61.narod2.ru/
http://cruzworlds.ru/fans/
Аватар пользователя
PROF61
Герой войны
 
Сообщений: 900
Зарегистрирован: Пн фев 22, 2010 16:25
Откуда: Рязань

Сообщение SHIFER » Ср июл 13, 2011 15:50

Да, думал я о КПК, дешевле конечно и работать удобней. Но на отдельном устройстве, возьмем к примеру гармин MAP-62s, есть свои приимущества которые для меня очень важны как например питание от батареек АА и водонепроницаемость.
Помимо этого в нем есть барометр, которым я пользуюсь для определения высоты над уровнем моря и эл. компас, правда последнем небыло необходимости. Карты уже загружены и покрытие сот.связи не нужно, а там где я бываю ее частенько нет.
В мап 60 растровые карты не грузились, а вот мап62 грузятся. Грузятся правда либо с какого-то оф.сайта за 30 долл. в год, либо самому танцами с бубном.
Карта у меня раньше была ТОПО 6.05 , а сейчас вроде уже есть 6.09 с многими изменениями и дополнениями включая соседние области Питера..

Но как вариант в будущем может и закажу с Китая для планшета сам блок GPS , как запасной вариант. Стоит вроде недорого и в 1-2 т.р. уложиться можно.
SHIFER
Герой войны
 
Сообщений: 1231
Зарегистрирован: Сб дек 04, 2010 18:49
Откуда: Лен.обл.

След.


Магазин экстремальных товаров

Вернуться в Я все предусмотрел

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: aquwiriaekaz и гости: 1

cron